Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Существование нашего общества в значительной мере зависит от эффективности государственного управления.
Российская Федерация - это огромное государство с обширными территориями, что привело к образованию множества региональных субъектов, у которых сформировались различные уровни социального и экономического развития. Поэтому главными направлениями государственной власти и системы государственного регулирования в современности являются региональная экономика и ее управление исполнительными органами государственной власти.
Вопрос о соотношении этих категорий – государственного управления и исполнительной власти – в настоящее время является в достаточной мере дискуссионным. В этом заключается актуальность выбранной темы. Суть проблемы соотношения исполнительной власти и государственного управления характеризуется рядом факторов, свидетельствующих о том, что в некоторых случаях им присущи как общие черты, так и отличия по некоторым важным характеристикам.
Степень научной разработанности проблемы. Тематику взаимодействия органов муниципальной власти с общественностью можно встретить у таких авторов, как Аджубей, Р.В., Ворониной Л.И., Грибовой О.В., Лукьяновой В.В., которые рассматривали эффективность предоставления государственных и муниципальных услуг населению.
Исследования встречаются и в работах Аушевой З.Г., Глазуновой Н. И., Суфияновой Г. Ш. Эти авторы уделяли внимание именно рассмотрению взаимодействия органов государственного и муниципального управления.
Тем не менее, социологических, систематизированных исследований, посвященных именно взаимодействию органов государственного и муниципального управления в настоящее время достаточно мало, что и определяет актуальность выше упомянутой проблематики.
Объектом исследования является взаимодействие органов муниципальной власти с общественностью.
Предметом исследования выступает механизм взаимодействия органов муниципальной власти администрации Нововилговского сельского поселения и органов государственного управления.
Основная цель настоящей работы – разработка направлений совершенствования взаимодействия Администрации Нововилговского сельского поселения Прионежского района Республики Карелия с органами государственного управления.
Для достижения цели работы необходимо последовательно решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы системы государственного управления;
- провести анализ взаимодействия органов государственного и муниципального управления;
- разработать направления совершенствования взаимодействия Администрации Нововилговского сельского поселения с органами государственного управления.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют научные труды отечественных ученых из сферы государственного и муниципального управления.
Такими учеными в настоящее время являются: В.Б. Аверьянов, И.Л. Бачило, Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, Ю.А. Тихомиров и другие.
Информационную базу исследования составляют нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты Республики Карелия, местные нормативные правовые акты и статистические данные.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и обосновании предложений по решению проблем взаимодействия органов государственного и муниципального управления.
При написании настоящей работы использовались следующие методы исследования: описание, синтез, анализ и сравнение.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Первая глава посвящена теоретическим основам системы государственного управления.
Рассмотрена сущность и функции органов местного самоуправления, функции органов государственного управления, нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность органов местного самоуправления в Российской Федерации.
Во второй главе рассмотрены механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти, приведена характеристика и оценка деятельности Администрации Нововилговского сельского поселения Прионежского района Республики Карелия, рассмотрены актуальные проблемы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти.
В третьей главе описаны разработанные направления совершенствования взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственного управления.
Заключение содержит выводы по результатам проведенной работы: результаты анализа деятельности Администрации Нововилговского сельского поселения Прионежского района Республики Карелия и направления совершенствования взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственного управления.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие, сущность и содержание управления как способа повышения эффективности государственного управления
В условиях современности, эффективное развитие территории государства полностью зависит от эффективной системы управления. Такая система не только обеспечивает достойное качество жизни населения, но и имеет способность противостоять негативным последствиям социально-экономических кризисов. Часть стратегического планирования составляет совокупность мероприятий, программ и показателей, направленных на социально-экономическое развитие территории в определенный период времени, а также использование инновационных технологий и методологий, составление «дорожных карт», использование системы индивидуальных индикаторов оценки социального развития и методики их применения для объективной оценки качества жизни населения и потенциала его повышения.
Концепция управления в контексте государственного управления относится к процессу планирования, организации, направления и контроля ресурсов, включая людей, финансы и материалы, для достижения конкретных целей и задач. Он включает в себя применение принципов, методов и инструментов управления для обеспечения эффективного и действенного функционирования государственного управления.
Суть государственного управления заключается в его способности повышать общую производительность и производительность отдельных отраслей. Это достигается за счет рационализации процессов, оптимизации распределения ресурсов и обеспечения своевременного завершения проектов в рамках бюджета и в соответствии с применимыми нормами и стандартами. Эффективное управление также способствует прозрачности, подотчетности и вовлечению заинтересованных сторон, что имеет решающее значение для поддержания общественного доверия и формирования положительного имиджа.
Система государственного управления включает в себя несколько ключевых элементов, в том числе:
1. Стратегическое планирование: включает в себя постановку долгосрочных целей и задач, а также разработку политики, стратегии и планов по их достижению, определение приоритетов, распределение ресурсов и установление показателей эффективности для измерения прогресса.
2. Организационная структура: относится к созданию четкой и эффективной организационной структуры в системе государственного управления, которая определяет роли, обязанности и отношения подотчетности, обеспечивает эффективное делегирование задач и оптимизацию процессов коммуникации и принятия решений.
3. Управление человеческими ресурсами: сюда входит наем, обучение, развитие и удержание квалифицированного и компетентного персонала в системе государственного управления, создание систем управления эффективностью, поощрение вовлеченности сотрудников и формирование культуры постоянного обучения и совершенствования.
4. Финансовый менеджмент: включает в себя эффективное управление финансовыми ресурсами, включая составление бюджета, финансовое планирование, а также мониторинг и контроль за расходами, эффективное и ответственное использование государственных средств, а также выявление и снижение финансовых рисков.
5. Управление проектом: включает в себя планирование, выполнение и мониторинг проектов для обеспечения их завершения в срок, в рамках бюджета и в соответствии со стандартами качества и нормативными требованиями, управление рисками, взаимодействие с заинтересованными сторонами и использование инструментов и методов управления проектами.
6. Соблюдение нормативных требований и правоприменение: это разработка и внедрение правил, стандартов и руководств, обеспечение того, чтобы проекты соответствовали соответствующим законам и правилам, и принятие принудительных мер, когда это необходимо.
7. Измерение и оценка эффективности: включает в себя регулярный мониторинг и оценку эффективности государственного управления с использованием показателей эффективности и ориентиров, позволяет постоянно совершенствоваться и выявлять передовой опыт и извлеченные уроки.
Таким образом, понятие, сущность и содержание управления в государственном управлении сосредоточены вокруг эффективного и рационального использования ресурсов для достижения желаемых результатов.
Умелое управление приводит к завершению всех намеченных проектов в срок и в рамках запланированного бюджета.
Каждый субъект РФ стремится создать благоприятную среду и обеспечить своему населению набор условий для достойной жизни в пределах своих границ. Совершенствование социально-экономического развития позволяет обеспечить устойчивое развитие человеческого, социально-экономического, ресурсного и экологического потенциала территории, а также положительную динамику уровня и качества жизни населения при сохранении и улучшении условий проживания .
Качество жизни населения - это многогранный показатель, который оценивает уровень благосостояния и удовлетворенности жизнью конкретной группы людей. Этот показатель включает в себя факторы, такие как доступность и качество здравоохранения, образования, жилья, транспорта, услуг, экологическая обстановка, социальная справедливость, политическая стабильность, а также уровень доходов и потребления населения.
Оценка качества жизни населения обычно осуществляется с помощью различных показателей и рейтинговых систем, таких как индекс развития человеческого потенциала (Human Development Index), индекс благополучия (Gross National Happiness Index) и различные социологические опросы.
Высокое качество жизни характеризуется достаточным уровнем дохода, доступностью высококачественных услуг и инфраструктуры, возможностями для самореализации, культурным разнообразием, низким уровнем преступности и загрязнения окружающей среды, а также политической стабильностью и справедливостью.
Качество жизни – это не только численные показатели, вроде доходов населения, но и относительные факторы, вроде доступности медицинского обслуживания и субъективного уровня удовлетворения жизнью. Эти аспекты оказывают непосредственное влияние на демографическую характеристику - среднюю продолжительность жизни.
Развитие качества жизни населения является одной из главных задач государств и международных организаций. Улучшение качества жизни населения позволяет повысить уровень общественного развития, снизить уровень бедности и неравенства, а также создать условия для устойчивого и равновесного развития общества.
Таким образом, на качество жизни населения влияют следующие факторы: уровень общеэкономического развития, уровень материального благополучия населения, уровень культурно-духовного и патриотического развития.
Если конкретнее, то на качество жизни населения влияет городская инфраструктура, доступность и качество питания, доступность и качество коммуникационных услуг, доступность культурных и развлекательных мероприятий, возможность трудоустройства и заработка, экологическая обстановка, уровень коррупции и преступности, доступность и качество транспортных услуг, доступность и качество общественного транспорта, пространство для отдыха и спорта, доступность и качество медицинских услуг, доступность и качество образовательных услуг, доступность и качество культурных и спортивных мероприятий, уровень удовлетворенности жительства, уровень равенства и социальной справедливости, уровень долголетия жителей.
Демографические тенденции, как показатель социального развития, характеризуют показатели ожидаемой продолжительности жизни, коэффициентом рождаемости и смертности.
Практика стратегического планирования развития субъектов Российской Федерации является основополагающим принципом. Она стимулирует эффективное развитие регионов, учитывая их уникальные потенциалы и особенности. Стратегическое планирование помогает определить приоритетные направления развития, установить цели и задачи субъектов, а также разработать меры и инструменты для их достижения. Стремление к достижению устойчивого развития в различных секторах экономики и социальной сферы является главной целью стратегического планирования.
Так, например, права граждан в сфере охраны здоровья, а также гарантии реализации этих прав регулируются Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» .
Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности .
Оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан предусмотрено Федеральным законом "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 от 14 марта 2020 г. [Электронный ресурс] // URL: http://www.pravo.gov.ru [Официальный интернет-портал правовой информации] (Дата публикации: 04.07.2020).
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
3. Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально - экономического развития Российской Федерации» от 20.07.1995 № 115-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
4. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
5. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131 [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
6. Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
7. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"[Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
9. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 № 172-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
10. Указ Президента РФ от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Консультант-Плюс.
11. Аджубей, Р.В. Оценка эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг населению / Р.В. Аджубей // Молодой учёный. - 2020. -№1(135). - С. 135-140.
12. Амирбеков К. Местное самоуправление в системе публичной власти. Гарантии прав и проблема ответственности /К. Амирбеков // Право и жизнь. – 2021. – № 30. – С. 17-18.
13. Аушева З.Г. Практики взаимодействия государственной и муниципальной власти в России// Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. №12, с.298-303.
14. Безрукова Т.Л. Теория и практика государственного регулирования экономического развития стран и регионов / Т.Л. Безрукова, И.В.Черкезия //Инновационная деятельность в сфере управления производством: материалы региональной конференции ВГЛТА. Федеральное агентство по образованию/ отв. редактор В.П. Бычков. – Воронеж, 2023. – С. 218-212.
15. Белокрылова, О. С. Региональная экономика и управление: учебное пособие / О. С. Белокрылова. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 240 с.
16. Божко, Ю. Н. Современные подходы к управлению региональным развитием / Ю. Н. Божко // Социально-экономические явления и процессы. – 2020. - № 9. – С. 36.
17. Бухвальд, Е.М., Ворошилов, Н.В. Актуальные вопросы развития муниципальных образований и реформирования института местного самоуправления // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019. - №1. - С. 132-138.
18. Василенко, Н. А. Государственное и муниципальное управление: учебник / Н. А. Василенко. – М.: Юрайт, 2020. – 415 с.
19. Вдовин, С. М. Стратегия и механизмы устойчивого развития региона: монография / С. М. Вдовин. – М.: Инфра-М, 2022. – 154 с.
20. Вертакова Ю.В. Современная методология индикативного управления в России и ее регионах/ Ю.В. Вертакова// Международная торговля и торговая политика. – 2021. – № 2. – С. 96-103.
21. Воронина, Л.И. Функции и услуги в системе государственного и муниципального управления: монография / Л. И. Воронина, С. Н. Костина, А. В. Томильцев / под общ. ред. проф. Т. М. Резер. - Екатеринбург : Изд-во Урал, ун-та, 2019.- 139 с.
22. Гаврилов, А. И. Региональная экономика и управление. учебное пособие / А. И. Гаврилов. – М.: Юнити-Дана, 2020. – 239 с.
23. Глазунова, Н. И. Система государственного и муниципального управления: учебник для вузов / Н. И. Глазунова. – М.: Проспект, 2020. – 630 с.
24. Голикова, Г. В. Управленческая экономика: учебное пособие / Г. В. Голикова. – М.: Инфра-М, 2023. – 216 с.
25. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики / А. Г. Гранберг. - 2-е изд. - М. : ГУ ВШЭ, 2021. - 495 с.
26. Кайль, Я. Я. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие / Я. Я. Кайль. – М.: Феникс, 2022. – 364 с.
27. Лукьянова, В. В. Основные направления повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления с населением / В. В. Лукьянова, Д. А. Шишкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 382-384.
28. Неделько, С. И. Понятие государственной услуги как категории государственного управления / С. И. Неделько, И. А. Мурзина, С. Н. Егоров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. -2018. -№3.-С. 3-11.
29. Орешин, В. Система государственного и муниципального управления: учебное пособие для вузов / В. П. Орешин. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 319
30. Песоцкая, Е.В. Моделирование социально-экономического развития малых и средних городов России / Е.В. Песоцкая. - Санкт-Петербург. «Питер», 2020. - 159 с.
31. Сажина, М. А. Управленческая экономика: учебник / М. А. Сажина. – М.: Инфра-М, 2019. – 208 с.
32. Селезнев А.З. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Магистр, Инфра-М, 2022. – 448 с.
33. Семенова, Е.Н. Мониторинг качества жизни населения: к вопросу оценки: статья / Е.Н. Семенова // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Экономика. Социология. Культурология. - 2020. - № 1 (05). - С. 16-24.
34. Суфиянова, Г. Ш. Взаимодействие органов государственной и муниципальной власти / Г. Ш. Суфиянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 39 (225). — С. 96-98.
35. Официальный сайт Администрации Нововилговского сельского поселения https://nova-vilga.ru/5896/12561/
36. Официальный сайт Контрольно-счётного органа Прионежского муниципального района https://prionego.ru/kontrolno-schetnyj-komitet
37. Федеральная служба государственной статистики URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13282 - Текст : электронный.
38. Ваш контроль. [Электронный ресурс] : [офиц. сайт]: - Электрон, текст, дан. - Москва, [2019]. - URL.: https://vashkontrol.ru/.